Иранские сокровища нематериального культурного наследия ЮНЕСКО

Иранская культура богата и разнообразна, и некоторые элементы этой культуры были отобраны ЮНЕСКО как часть их списка нематериального культурного наследия.

Калишуйские ритуалы Мешхед-э Ардехала

Мешхед-э Ардаха — это деревня в иранском сельском районе Ньясар. Это небольшая деревня, и в 2006 году в ней проживало всего четыре семьи. Деревня является местом захоронения султана Али, сына пятого имама Мухаммеда аль-Бакира. Деревня также славится ежегодной церемонией мытья ковров. Это одна из самых интересных церемоний шиитов. Это связано с трауром. Согласно легенде, султан Али был убит в деревне своими врагами. Когда прибыли его последователи, они завернули его тело в ковер и вымыли его в соседнем ручье. С тех пор тысячи людей из близлежащих районов стекаются в Мешхед-э-Ардеал во вторую пятницу иранского месяца Мехр, чтобы оплакать смерть султана Али. Часто паломники идут от своих домов к святыне в Мешхед-э-Ардехале. Затем группа этих паломников несут остатки священного ковра, использовавшегося для того, чтобы обернуть тело султана Али на своих плечах, а затем символически избивают ковер, чтобы очистить его, а также демонстрируют свой гнев по отношению к врагам Али, которые его убили. Остатки ковра затем моются под специальным потоком, воды которого считаются святыми. Многие паломники наносят воду на свое тело и несут с собой домой в бутылках. Паломники, наконец, возвращают ковер в храм и бесплатно участвуют в гигантском празднике, а затем возвращаются в свои дома.

Музыка бахши Хорасана

Хорасан, что означает «откуда приходит солнце» — это регион в Иране, который славится своим этническим разнообразием и богатыми традициями. Из-за большого религиозного и языкового разнообразия в Хорасане музыкальная традиция здесь очень богата. Музыкальная сцена также сильно варьируется в пределах самого региона. В северном Хорасане можно найти бахши, повествующие и поющие истории на старом персидском, а также поющие исторические деяния местных деятелей на курдском языке. Ашек, играющий на двуличном барабане или «дохол», тростниковый инструмент, похожий на гобой, называемый «сорна» и «кашме», также можно увидеть в Хорасане. Ашеки играют на свадьбах и деревенских праздниках в регионе. На юге региона музыкальная культура существенно меняется. Здесь песни под названием «сотак» исполняются с использованием музыкальных инструментов, таких как «дайере» (бубен).

Ритуалы Пахлевани и Зоорханеи

В Иране ритуалы Pahlevāni и zoorkhāneh использовались, чтобы обучить воинов. Ритуалы в основном представляют собой традиционную систему легкой атлетики. Эта форма легкой атлетики сочетает в себе гимнастику, силовые тренировки, музыку и боевые искусства для создания уникальной системы тренировок. Это одна из самых продолжительных форм обучения в мире. Ритуалы Пахлевани и Зоорханеи представляют собой интеграцию духовности суфизма и шиитского ислама с элементами доисламской персидской культуры. Куполообразное сооружение, называемое zurkhāneh, служит местом для тренировок, которые состоят из ритуальных гимнастических движений и кульминации боевой практики.

Ритуальное драматическое искусство Ta‘zīye

Ta’zieh буквально означает соболезнование, утешение и происходит от коренного слова «аза», означающего траур. Художественная форма — это разновидность страстной пьесы, которая считается национальной формой иранского театра. Форма искусства берет свое начало в некоторых известных обрядах и мифологиях, таких как Ядегар-и-Зариран, Суг-е-Сиавуш и Митраизм. У Ta’zieh есть много особенностей, подобных европейской опере, и поэтому часто называют персидской оперой. Форма искусства также влияет на персидскую симфоническую музыку и персидское кино. Героические рассказы о жертвах, любви и сопротивлении злу — общие темы, используемые в Таазии.

Ковроткачество в Кашане и Фарсе

Известные своей красотой и высококачественной текстурой, иранские ковры или персидские ковры сделаны как для утилитарных, так и для символических целей. Ковроткачество является неотъемлемой частью персидской культуры. Ковры сотканы кочевыми племенами Ирана, рабочими в мастерских в деревнях и городах, а также мануфактурами королевского двора. Таким образом, тканые ковры представляют историю Ирана и народов страны. Каршан и Фарс являются двумя основными местами для ковроткачества в Иране с их уникальными навыками и техникой. Ковры, сотканные здесь, имеют превосходное качество и производятся поколениями опытных мастеров, живущих в этих районах.

Новруз

Иранский Новый год известен как Новруз и отмечается иранским народом по всему миру. Это событие, также известное как Персидский Новый год, отмечается уже более 3000 лет и отмечает первый день иранского календаря Фарвардина. Новруз отмечает начало весны, день весеннего равноденствия в Северном полушарии. Праздник отмечают люди разных конфессий и этнолингвистических сообществ. Однако для зороастрийцев это святой день.

В Иране Новруз — самый важный праздник. Накануне дня люди начинают убирать свои дома и заниматься покупками новой одежды и цветов. Чаршанбе Сури празднуется в последнюю среду перед Новрузом, и люди разжигают костры и перепрыгивают через них. Бенгальские огни и фейерверки также отправляются в путь. Стучать ложками — это традиция, отмечаемая в это время, когда люди в масках ходят от двери к двери, чтобы попросить перекусить. Декоративные столы с вкусными вкусностями раскладываются и называются Haft Seen. Члены семьи собираются за столом, наслаждаются праздником и обмениваются подарками друг с другом.

Радиф иранской музыки

Радиф является неотъемлемой и значимой частью иранской традиционной музыки. Это коллекция многочисленных старых мелодических фигур, которые передавались из поколения в поколение в стране по устной традиции. Radif организует мелодии в Dastgah, который представляет собой набор различных тональных пространств. Radif составляет основу традиционной иранской музыки, и музыкальная коллекция передается от мастеров к их ученикам, причем каждое поколение музыкантов добавляет свою собственную музыкальную коллекцию в Radif. Таким образом, сохранение этой коллекции зависит от памяти и мастерства музыкантов страны, поскольку это устная традиция. Молодое поколение Ирана должно проявлять любовь к традиционной музыке, чтобы это нематериальное наследие Ирана продолжало выживать в будущем.