Каждый из трех объектов всемирного наследия ЮНЕСКО имеет важное религиозное и историческое значение.
В настоящее время в Армении есть три объекта всемирного наследия, перечисленных ЮНЕСКО в Армении, и каждый из трех объектов всемирного наследия ЮНЕСКО имеет важное религиозное и историческое значение. Два из этих объектов надписаны на основе культурных критериев, и только один отвечает как культурным, так и природным критериям. Помимо трех, в предварительном списке есть еще четыре.
Монастыри Ахпат и Санаин
Монастыри Хагпат и Санаин находятся в Туманской области Армении и представляют собой процветание династии Киуриков, которая процветала между 10 и 13 веками. Монастыри были центрами обучения. Монастырь Санаин был известен как учебный центр каллиграфов и иллюминаторов. Два монастыря представляли собой комплексы, представляющие высшую и лучшую армянскую религиозную архитектуру, объединяющую как аспекты церковной византийской архитектуры, так и традиционную архитектуру Кавказского региона. И Санахин, и Ахпат в настоящее время являются центром туристической привлекательности для местных и иностранных посетителей.
Ахпат и Санаин были основаны около 976 года, а монастырь Ахпат был построен на полпути холма, а не на вершине, чтобы обеспечить защиту и скрыть его от врагов. Монастыри были повреждены несколько раз, сначала около 1130 года в результате землетрясения, которое почти разрушило монастырь Агфат. Он был восстановлен только через 50 лет, и на протяжении веков было также много нападений, и в 1988 году произошло сильное землетрясение, которое почти привело к его разрушению. Тем не менее, большая часть оригинальной структуры по-прежнему без изменений. Эти два монастыря были перечислены ЮНЕСКО в 1986 году как объекты всемирного наследия.
Кафедральный собор и церкви Эчмиадзина и археологические раскопки Звартноц
Собор и церкви Эчмиадзин, а также археологические раскопки Звартноц являются одними из самых великолепных иллюстраций развития и эволюции армянского центрального купола и церквей крестового типа. Эта архитектура оказала глубокое влияние на художественное и архитектурное развитие всего региона. Звартноц был построен в 7 веке, когда Армения находилась под византийским влиянием и в период вторжения в Армению арабов-мусульман. Строительство Звартноц началось в 643 году и было освящено в 652 году.
Собор Эчмиадзина был построен в период между 301 и 303 годами Святым Григорием Просветителем, когда он принял христианство в качестве государственной религии. Собор заменил предыдущий храм как обращение из язычества в христианство. Подобно другим средневековым зданиям в этом районе, собор подвергся нападению и был сильно поврежден персами, и он был восстановлен между 483 и 484. Собор перенес много веков неправильного использования и пренебрежения и был восстановлен как Католикосат в 1441 году, и он имеет осталось по сей день. Собор Эчмиадзин был также атакован и разграблен в 1604 году персами, и на протяжении веков собор подвергался многочисленным реконструкциям. В настоящее время собор включает в себя различные периоды армянской архитектуры. Собор вместе с другими ранними церквями в окрестностях был внесен в список ЮНЕСКО в 2000 году как объекты всемирного наследия.
Монастырь Гегард и Верхняя Азатская долина
Монастырь Гегард имеет множество церквей и гробниц, врезанных в скалу, что иллюстрирует высочайший уровень армянской архитектуры того времени. Средневековые здания образуют сложный ландшафт, изображающий великую природную красоту, который окружен скалой у входа в долину Азат. Монастырь подвергся первому нападению арабов в 9-м веке и был восстановлен, и в 13-м веке снова приобрел известность. Монастырь был знаменит благодаря находящимся в нем реликвиям, и наиболее известными являются копья (Гегард), которые, как считалось, ранили Христа на кресте и считались принесенными туда апостолом Фаддеем. Монастырь был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2000 году.