Эссе о Санкт-Петербурге

Для многих Петербург — город в первую очередь поэтический, литературный, едва ли не выдуманный. Об этом написано так много, что повторяться незачем. Но вот Эрмитаж, почти однозначно отождествляемый с Петербургом? Что это такое? Откуда он взялся? Вот он стоит незыблемо на центральной площади города. Комплекс из пяти зданий, объединенных идейно и архитектурно — Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный Театр. Более-менее полную информацию о любом из этих зданий и Эрмитаже в целом можно почерпнуть в путеводителе.

Но кто задумывался, сколько странных совпадений, исторических неслучайных случайностей привело к возникновению Эрмитажа — одного из крупнейших собраний произведений искусств в мире? Первое по времени постройки здание — Зимний дворец. Завершен в 1762 году. Первая хозяйка — Екатерина II… Стоп! Но строился-то дворец вовсе не для нее, дочери принца Ангальт-Цербстского, а для ее свекрови — Елизаветы I, дочери (хотя и незаконной) императора Петра Великого. «Веселой Елисавет» не удалось пожить во дворце «о тысячи комнат», отстроенном по ее заказу. Она скончалась за год до окончания постройки. Кстати, это не единственное, чего не успела Елизавета Петровна.

Смольный Собор возводился для того, чтобы успокоить душу императрицы в монашестве, но, увы, умерла она в царском сане, не исполнив намерения уйти в монастырь. Итак, первая хозяйка дворца оказалась первой случайно. Случайно появилась во дворце и коллекция, положившая начало Эрмитажу как музею. Некий купец Гоцковский, прогорев на сделках с мукой, остался должен русскому правительству. Денег у горе-бизнесмена на тот момент не оказалось, и в счет долга пошла великолепная коллекция картин. Екатерина II, случайно оказавшись хозяйкой коллекции, вошла во вкус и стала постепенно увеличивать собрание, приобретая коллекции у известных европейских собирателей живописи.

Один из самых известных в Эрмитаже интерьеров — Лоджии Рафаэля. Это галерея, повторяющая «близко к тексту» интерьер в Папском дворце в Ватикане, выполненный этим художником. 1770-е годы…За окном было сумрачно, ненастно, Екатерина II рассеянно листала художественный альбом и увидела рисунок, изображающий творение гения итальянского Возрождения. Ах, как хорошо было бы иметь такую солнечно-изысканную галерею здесь, в дождливом Петербурге! Одно капризное движение пальчика властной императрицы, одно ее «хочу» — и через несколько лет усилиями многих людей, художников, архитекторов кусочек Италии воспроизведен даже лучше, чем в оригинале.

Что же, получается, что один из символов Петербурга так же зыбок и возник из случайностей или, наоборот, зыбок в противоположность «умышленному» (т. е. построенному по умыслу царя, возникшему неестественным путем) Петербургу?