Горный туризм представляет собой один из многочисленных видов спортивного туризма, который заключается в передвижении группы людей, использующих только свою собственную мускульную силу, по определенному маршруту, который проложен по гористой местности в условиях высокогорья.
Главным показателем качества работы какого бы то ни было альпинистского мероприятия является безаварийность, потому как именно безопасность восхождений всегда стояла в центре внимания. Со временем происходили изменения в технике восхождения, страховке, тактике альпинизма, что привело к некоторому ужесточению критериев готовности туристической группы к восхождению. Это в свою очередь повлияло на важнейшие этапы работы тренеров, которые выпускают начальников спасательного отряда.
Но новые профилактические меры безопасности, к сожалению, формируются не сразу. Прежде чем будут достаточно обработаны надежные приемы и методы подготовки членов группы на таком весьма сложном и изменчивом участке, как горы, и меры контроля подготовленности к прохождению маршрута, должно пройти немало времени.
Работа самих проводников и спасательных отрядов, обеспечивающих безопасность, должна строиться по двум дополняющим друг друга направлениям. Одно из них заключается в организации определенных профилактических мер безопасности, основываясь на базе уже имеющегося опыта. Снаряжения, проверенных приемов страховки, тактики восхождений и прочее. Второе направление – постоянное совершенствование мер безопасности, основываясь на последних достижениях, увеличении сложности, изменений в приемах и методах.
Движение по ледово-снежным склонам
В группе технических приемов, которые наиболее критичны к несоблюдению техники безопасности, можно выделить приемы движения по ледово-снежным склонам, в которых зачастую можно наблюдать такую типичную ситуацию.
Группа альпинистов осуществляет подъем по снежному кулуару, а в его верхней части, уже при выходе на гребень скалы, постепенно переходит на другой снежно-ледовой склон, отличающийся большей крутизной. Ледобур пробивает толщу снега все меньше, но группа так и не меняет способ подъема и метод страховки и надеется пройти трудный, но не длинный участок с ходу и выйти на более надежные скалы гребня. Однако через мгновение ведущий не может самозадержаться на льду и проскальзывает. Затем происходит срыв второго альпиниста и падение обоих.
Такая ситуация происходит в горной практике неоднократно, причем иногда первый человек в связке в нерешительности останавливается в неудобном положении, понимает, что движение дальше подвергается большому риску, что нужно спуститься обратно, надеть кошки, забивать ледовые крючья и ступени. Но, пока еще хоть одно действие осуществляется, происходит срыв.
Во всех случаях в непосредственной близости от места движения альпинистов находился крутой скальный или ледовый сброс, задержаться на котором просто невозможно и который в итоге и определяет трагические последствия возможного срыва.
В описанном случае можно было наблюдать типичную аварийную ситуацию, когда вся группа продолжает движение уже на пределе своих технических возможностей неподалеку от опасного места, совершенно не обеспечив себя необходимой более надежной страховкой.
Срыв еще не произошел, он может и не произойти, но все условия, при которых любая оплошность, будь-то неудобно поставленная нога, легкое дотрагивание до товарища веревкой, зацепившаяся за одежду кошка, может привести к трагической развязке. Что и происходило в рассмотренном выше случае.
Среди главных составляющих аварийной ситуации в описанных случаях можно выделить такие составляющие как:
- неприменение группой необходимых технических средств и приемов для преодоления выбранного участка вызывает прохождение на пределе физических возможностей.
- не обеспечена надежная страховка первого и второго человека в связке (необходимо применить ледовые крючья).
- под группой находится опасный участок, к примеру, скальный сброс либо ледовый желоб, на котором задержаться при падении невозможно.
Движение по снежному склону
Все аварийные ситуации при движении по снегу объединяются в 3 равноценные группы:
- продвижение по простому снежному склону углом в 30-40 градусов при нормальной погоде без должного внимания и с небрежностью, когда группа имеет достаточный запас сил.
- квалификация группы высока, но допускается срыв на относительно несложном снежном склоне после работы на тяжелом и напряженном участке под влиянием усталости либо большей высоты, расслабления после тяжелого маршрута.
- квалификация группы недостаточно высокая и она срывается на склоне из-за недостаточного умения передвигаться по снегу, формировать снежные ступени и нагружать их при спуске или подъеме.
Необходимо отметить, что сам срыв на снежном склоне (в том случае если он не становится причиной схода лавины) не так опасен, нежели на скалах. Кроме этого, специфика движения по снежному покрову, как правило, не приводит к несчастью даже тогда, когда страховка второго человека в связке окажется недействительной. В этом случае все зависит от наличия по ходу падения опасных мест, таких как трещины. Сбросы, выходы скал или отвесы.
Примечателен тот факт, что практически все случаи происходили при одновременном движении связки, когда ее участники пытались организовать страховку через ледоруб в сам момент срыва, но это так и не дало положительных результатов. Дело в том, что ледоруб в этом способе страховки не может выдержать нагрузку, превышающую, 30-80 кг, а сила рывка падающего человека гораздо больше.
Для того чтобы увеличить безопасность работы на снежном склоне необходимо длительно тренироваться. Надежное движение по снегу, без каких-либо срывов отрабатывается только лишь на практических занятиях. Разнообразная структура снежного покрова и его влажность требует длительной тренировки, дабы движение по нему происходило без проскальзывания, а имитация таких тренировок на других склонах не дает полезного результата.
Подъем по скалам
50% несчастных случаев, происходящих на скалах, приходятся на прямые срывы первого человека в связке при подъеме из-за переоценки своих собственных сил и навыков в лазании либо неосторожного использования так называемых «живых» опор. В этом кроется основная причина ЧП на скалах.
Среди наиболее типичных обстоятельств несчастных случаев на скалах, которые характеризуют технику лазания, можно выделить такие как:
- крутизна скальных склонов в 50-90 градусов.
- первый человек в связке проходит вверх от самого последнего крюка на высоту от полутора до 20-ти метров, что приводит к падению на глубину в 5-40 метров и, соответственно, тяжелым последствиям.
- 73% несчастных случаев сопровождаются обрывом веревки либо вырывом крюков.
Анализ несчастных случаев показал, что все участники попавших в ЧП групп не проводили специализированных тренировок на страховочном стенде в условиях настоящей крючковой страховки, и поэтому совершенно не имели реального представления о приходящихся на снаряжение и самого человека нагрузках при срыве. Этим-то и объясняется та излишняя смелость, с которой альпинисты выходят вверх от последнего крюка.
Отстегивание альпиниста от веревки для страховки
Как практика, так и учебная литература на вопрос о том, когда же можно отстегнуться от страховочной веревки, отвечают однозначно – это возможно, когда группа выходит на безопасный участок, где человек при случайном падении либо оступившись останется на том же месте или скатится по безопасному склону, получив, на крайний случай, легкие царапины и ушибы.
Но несмотря на такую простоту этого вопроса, случаи отвязывания от страховочной веревки повторяются с завидной упорностью. Их по своему характеру можно разбить на 3 группы.
В первом случае, туристы заблудились на маршруте и руководитель группы, чувствуя, что это именно он виноват в сложившейся ситуации, принимает решение поискать путь в одиночку. Психологическое напряжение группы и кажущееся безвыходным положение в сознании руководителя постепенно затемняют все остальное. Немедленную разрядку он для себя находит в том, чтобы в одиночку идти искать путь.
Вторая группа несчастных случаев происходит на таких спусках, когда большая часть тяжелой физической работы уже позади и впереди уже «явно виден» легкий путь. Это преждевременная уверенность группы в «практической законченности» их восхождения и приводит к решению отвязаться от страхов, что зачастую приводит к срыву.
Еще одна группа случаев включает в себя временную потерю внимания в тот момент, когда альпинисты выходят на удобное место или ночевку.
Но особенность такого вида туризма, как альпинизм и заключается именно в том, что приоритет над всеми приемами имеет необходимость надежной самостоятельной страховки при абсолютно всех видах движения и даже отдыха. Некоторые альпинисты об этом зачастую забывают об этом и получают, в лучшем случае, серьезные травмы. А вторая и третья группы несчастных случаев, к сожалению, характерны для абсолютно всех квалификаций альпинистов. Даже для мастеров спорта.
Только постоянное использование самостоятельной страховки на восхождениях, отработка умений до автоматизма в ее применении и позволят сократить число таких несчастных случаев.
Однако успех достигается не только этим. Причина подобных ошибок кроется в человеческом желании поскорее отдохнуть, расслабиться, снять психологическое напряжение, в то время, когда необходимо думать не только о каждом своем шаге, но и о каждом шаге товарища. А это означает, что альпинисту необходима специальная тренировка на длительный комплекс как физических, так и психологических нагрузок.
Самой лучшей в отношении подготовкой можно считать сами тренировочные восхождения в горах. Каждый альпинист должен не только в процессе своего спортивного роста, но и ежесезонно должен совершать восхождения на 1-2 категории легче своих максимальных возможностей.
Именно чувство легкости в технических приемах и страховке, постоянная внимательность к своему товарищу по связке, самоощущение альпиниста, что он полон не только физических и моральных сил – именно эти критерии и являются вернейшими показателями того, что он окончательно готов к выполнению основной задачи этого сезона. А в предсезонный период волевые качества и психологическую устойчивость необходимо развивать такими занятиями, как лыжи, длительные походы с отягощением, спортивное ориентирование и прочее.
Самодисциплина, чувство ответственности, высокая требовательность к себе и справедливое отношение к своим товарищам – все эти качества развиваются у альпиниста с самого первого похода. Однако порядок и безопасность в группе гарантированы единоначалием, которое поддерживается волей всего коллектива и добровольным подчинением выбранному группой руководителю. Нарушение установленных правил и дисциплины рассматривается не просто как несоблюдение порядка, а как нарушение одной из самых главных мер безопасности в походе.