Гоа Велья (Goa Velha), Панаджи, Индия

Здесь прежде располагался Говапури (Govapuri) – порт и столица династии Кадамбов. В 1312 г. город был полностью разрушен мусульманами, пришедшими с севера. Какое-то возрождение наметилось после 1378 г., когда земли современного Гоа вошли в состав индуистской империи Виджаянагар. Однако теперь торговое поселение принялась терзать природа: потоп сменялся наводнением, а наводнение потопом. В конце концов уже правители султана Бахманидов, которые в 1469 г. стали контролировать эти территории, решили перенести столицу в более удачливое место. Оно теперь известно как Старый Гоа.

Сегодня Гоа-Велья – довольно безлюдное место, но в окрестностях деревушки сохранились прекрасные церкви.

Происхождение церкви Св. Анны (Church of St. Anna, 1695 г.), стоящей на правом берегу реки Сиридао, связывают со следующей легендой. Священник, которому было поручено крестить жителей деревень Талаулим и Моула, построил уединенное жилище, намереваясь превратить его потом в часовню, но затруднялся выбрать для нее святого. Тогда-то он и услышал от местного жителя о странновато одетой старушке, которая говорила, что хочет поселиться в этом домике.

Священник начал расспрашивать деревенских, стараясь понять, кто же мог мечтать жить в убогой халупе. Вскоре женщина из касты брахманов рассказала ему, что, будучи серьезно больной, видела во сне ту же саму гостью, шепнувшую ей, что зовут ее Анна. Более того, Анна настаивала, что совсем скоро она навсегда поселится в хижине священнослужителя. Пробудившись, женщина оказалась здоровой. Так вопрос с выбором святого покровителя был снят с повестки дня, а мама Девы Марии навсегда поселилась в деревне Талауим.

Ежегодно в конце июля во всем Гоа проводится фестиваль святой Анны, известный в народе как Праздник огурца. Местные давно приспособились совмещать христианские праздники с языческими (в данном случае сельскохозяйственными) ритуалами. В День св. Анны прихожане приходят в церковь святить огурцы и просить что-нибудь у заступницы. Холостяки обычно желают прекрасную невесту, девушки – жениха, молодожены – ребенка. Анна всегда старается изо всех сил.

Центром религиозного образования остается семинария Пилар, расположенная в старинном монастыре. Монастырь был построен в 1613 г. монахами-капуцинами. Свое название он получил в честь статуи Богоматери Пилар, привезенной из Испании.

В 1835 г. капуцинов изгнали из Гоа, и монастырь был заброшен. В 1858 г. монастырь передали кармелитам, которые успешно восстановили заброшенные здания. Позднее здесь разместилась штаб-квартира Миссионерского общества святого Ксаверия.

Очень красив барочный фасад церкви Богоматери Пилар. На табличке обозначена дата основания семинарии – 1613 г. У входа в церковь сохранились старинные португальские захоронения, в том числе гробница Анджело д’Соузы, возглавлявшего семинарию с 1918 по 1927 г. Преданность его своему делу была так велика, что верующие почитаеют его как святого. В церкви находятся интересные старинные статуи, а в относительно недавно построенной часовне можно полюбоваться мраморным алтарем, красивыми росписями и витражами.

Из монастыря открывается сказочный вид на море.

В местном музее хранятся скульптуры и терракотовые фигурки, обнаруженные в саду монастыря (считается, что они хранились в храме Говешвар Шивы, некогда находившемся на этом месте и давшем Гоа название).

Тут же можно увидеть льва – символ Кадамбы, барельеф святой Марии Магдалины и Евангелие, переведенное на язык маратхи.